Алексей Севостьянов. Блиц: нужен переход к сервисной модели

Алексей Севостьянов. Блиц: нужен переход к сервисной модели

Мнения экспертов спецпроекта журнала Energoatlas.ru об умному учете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алексей СЕВОСТЬЯНОВ,
Технический директор, Инженерный центр «ЭНТЕЛС»

 

Интеллектуальный учет – это возможность получения необходимой информации всеми субъектами рынка непосредственно с прибора учета. При этом, в зависимости от потребностей, информация может содержать не только данные о потреблении ресурсов, но и о качестве услуг, надежности, а также телеметрические данные для диспетчерского управления. Информация приходит непосредственно с узла учета с необходимой дискретностью, вплоть до режима он-лайн.

Потребности в умном учете есть у всех, но у каждого разные. Так, и бытовые потребители, и производственные, и сбытовые, и электросетевые компании получают показания по тарифам и качеству услуг, потреблению на интервалах. Но бытовые это используют для возможности расчета выгодных тарифов и планирования собственного потребления, производственные – для возможности расчета себестоимости продукции, планирования собственного потребления и закупок на будущие периоды; сбытовая компания – для возможности формирования планов для закупки электроэнергии на оптовом рынке, а кроме того, для возможности дистанционной смены тарифов; электросетевая компания – для возможности расчета режимов, надежности и планирования строительства и развития сети.

Региональные власти получают качество услуг, информацию об аварийности, данные для планирования тарифов, развития региона и формирования банка резервов мощности. Электросетевые компании также имеют информацию об аварийных событиях (воздействие магнитным полем, вскрытие, несанкционированное воздействие, то есть любые способы манипуляции с приборами учета), а также оперативные параметры токов, напряжений, мощности для диспетчерского управления.

Нужно вводить «цифровые тарифы» и обеспечивать переход на сервисную модель, при которой инвестор может установить приборы, наладить передачу информации и продать эту информацию потребителям, таким образом, возместив затраты на внедрение и сопровождение узлов учета и каналов связи. Это создаст экосистему использования энергоданных, которая позволит сделать бизнес высокорентабельным и эффективным.

Государству необходимо от идеи создания систем учета переходить к модели IоT – «интернет энергии», когда каждый узел учета может быть источником достоверной информации, которая сама по себе является товаром. Нужно сформировать устойчивое желание у монополий покупать информацию с приборов учета, и чтобы стоимость этой информации была заведомо выгодней создания собственных систем.

Цифровой тариф должен стимулировать потребителя подключаться к нему. Имея право использования старых способов оплаты, потребитель окажется заинтересован перейти к расчетам через цифровые приборы учета. Это позволит запустить экономически обоснованную цифровизацию, и выгода государства здесь очевидна.

Расчеты он-лайн выведут из теневой экономики до 30% «зависших» денег за поставленные ресурсы и позволят перевести до 90% потребителей на предоплату за счет экономических стимулов. Ресурсные компании вместо кредитования населения смогут использовать средства потребителей на развитие сети через встроенный потребительский кошелек и возможность получить дополнительный бонус за использование средств потребителя, зарезервированных на оплату энергии.

Пока же рынку мешает отсутствие системы мотивации, а значит, нет инвестора, готового вкладываться в цифровизацию учета. Постоянное усложнение требований к приборам учета делает их все дороже, а создание рынка «интернета энергии» все менее реальным.

 Рынок будет следить за мировыми технологиями, и когда в Китае и других странах они станут дешевыми и общедоступными, то проникнут и в Россию. В то же время, приборы учета, так же, как и электросетевой и энергосбытовой бизнес, подчиняются регуляторам, которые диктуют правила использования. Поэтому действия рынка крайне ограничены в рамках регуляторики и тарифов.

Мировой рынок будет стремиться выйти на сервисную модель по принципу «уберизации» и подключения новых элементов сети, таких как бытовые накопители, микрогенерация. Это не просто активные элементы сети, а генераторы товара, на котором могут заработать и потребитель, и сетевая компания, обеспечивающая транспорт энергии между покупателями. Но для этого нужны новые «правила игры» и новая онтологическая модель деятельности всех участников рынка электроэнергии.

Приборы учета и каналы связи в этих правилах играют важную роль. Электросчетчик практически не имеет никакого отношения к товарам, это кассовый аппарат, который позволяет производить расчеты и контролирует качество товара. История с кассами он-лайн удачно реализована государством и может повториться в масштабе ЖКХ всей страны, дав хороший старт для цифровой трансформации экономики. Этот вопрос сегодня зависит от государственной воли.

 

Мнения других экспертов спецпроекта:

Эксперты об умном учете. Круглый стол

 

Другие статьи Алексея Севостьянова:

Алексей Севостьянов, Александр Волошин. «Интернет энергии» в комплексных системах управления коммунальной инфраструктурой сетевых компаний

Добавить комментарий

Нет комментариев

Нет Комментариев!

Вы можете быть первым, кто прокомментирует эту статью.

Написать комментарий
Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

*

code