Вячеслав Ляшук. Лучшие практики: «умный город» через энергосервис
Можно (и нужно) говорить об определениях понятий «цифровизация» и «умный город», о водоразделе между цифровизацией и автоматизацией и о том, что эксперты, пользуясь одними и теми же терминами, зачастую имеют в виду разное.
Вячеслав ЛЯШУК, заместитель Председателя Научно-экспертного совета при Рабочей группе Совета Федерации по мониторингу реализации законодательства в области энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности
В рамках этой статьи остановимся на необходимости и возможности учета. Так или иначе, цифровизация предполагает работу с данными. Достоверными данными. В ст. 13 Федерального закона от 2009 года № 261‑ФЗ «Об энергосбережении…» (в актуальной редакции) указано: «Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления Республики Крым и города федерального значения Севастополя, обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и ввод установленных приборов учета в эксплуатацию».
Законодательство требует от бюджетных учреждений
расчетов за энергоресурсы на основании показаний приборов учета
К сожалению, данный вопрос так и не решен до конца: многие бюджетные учреждения до сих пор оплачивают энергоресурсы на основании нормативов. С одной стороны, установка прибора учета позволит экономить бюджетные средства, оплачивая только в действительности потребленные энергоресурсы, с другой – самих бюджетных средств не хватает на установку необходимого для экономии прибора учета.
Однако существует механизм, позволяющий, пусть и не полностью, но решить данный вопрос за счет привлечения внебюджетных средств. Например, в рамках энергоэффективных мероприятий при реализации энергосервисных контрактов на экономию тепловой энергии в сумме с другими мероприятиями устанавливаются, приборы учета тепла, если они отсутствуют (благо, с приборами учета электроэнергии такой проблемы нет). В рамках тех же проектов чаще всего внедряется и диспетчеризация.
Таким образом, энергосервис вполне может быть финансовым инструментом внедрения системы достоверного учета и мониторинга потребления энергоресурсов на уровне каждого бюджетного учреждения без дополнительных затрат бюджетных средств. При должной проработке вопроса с инвесторами и достижении если не стопроцентного, то широкого охвата подведомственных администрации объектов учетом, в рамках таких проектов можно внедрять системы достоверного учета и мониторинга на уровне города и области.
Энергосервис – успешный финансовый инструмент
для внедрения системы учета и мониторинга энергоресурсов в бюджетной сфере
Кроме того, в рамках энергосервисных контрактов в сетях уличного освещения можно внедрять инфраструктуру проекта «умный город»: при этом устанавливаются не только более современные и экономные светильники, но и радиомодули на них, датчики экологического мониторинга окружающей среды и т.п. Так создается «ячеистая» сеть, состоящая не только из «умных» светильников, но и других устройств «умного» города.
Это неминуемо приведет не только к снижению расходов на энергоресурсы, но и к повышению качества и эффективности управления территориями за счет оперативного доступа к достоверной и актуальной информации. И, кроме того, такой подход может стать основой для построения на уже имеющейся платформе региональной информационной системы, с которой начнется цифровая трансформация на уровне каждого региона.
Умный свет может стать первым шагом
к умному городу, создав «ячеистую» сеть устройств интернета вещей
И практика показывает, что наиболее продвинутые заказчики энергосервисных контрактов в лице администраций различных уровней уже начали движение в этом направлении. Например, 5 декабря 2018 года, за несколько дней до написания этой статьи, Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода был объявлен конкурс на право заключения энергосервисного контракта на проведение работ (оказание услуг) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения Великого Новгорода.
По требованиям Технического задания конкурсной документации исполнитель должен будет не только заменить светильники на энергосберегающие, но и установить цифровую автоматизированную систему управления (ЦАСУ), которая должна, в числе прочих функций, включать возможность управления на базе календаря восхода и захода солнца.
Также должны быть реализованы дистанционный учет электроэнергии и автоматическая передача данных на сервер ЦАСУ. Кроме того, вместе с каждым светильником по требованию заказчика должен быть установлен модуль его точечного управления, а это уже основа для создания «ячеистой» сети для обмена информацией между устройствами «умного» города. И это будет сделано в рамках энергосервиса, то есть за счет инвестора, а возврат вложений будет осуществляться из средств, сэкономленных заказчиком в период срока действия контракта.
Уверен, это не единственный пример. Их пока не так много, но они есть. Остается надеяться, что такие проекты будут пополнять созданный Минстроем России банк лучших решений для «умных» городов и тиражироваться.
Вы можете быть первым, кто прокомментирует эту статью.
Написать комментарий